Более 150 лет назад в ныне не существующем журнале по искусству и культуре французский поэт и журналист Теофиль Готье написал эссе, восхваляющее портрет, на котором изображен «сфинкс красоты, который так загадочно улыбается». Взгляд «Моны Лизы» соблазнил Готье, и он был уверен, что работа, несмотря на ее относительную безвестность в то время, представляет «пока не решенную загадку для будущих веков». Его предположение сбылось рано утром в понедельник, 21 августа 1911 года, когда картина бесследно исчезла из Лувра.

Похищение действительно положительно сказалось на популярности картины, закрепив за ней статус одной из самых захватывающих загадок в истории. Ну а культовое произведение очень скоро начинает оказывать влияние и на другие сферы искусства. В нашем материале разбираемся, как кража изменила судьбу картины и как «Мона Лиза» повлияла на моду и поп-культуру.

«Джоконда», которую чаще всего называют «Мона Лиза», была создана в начале XVI века итальянским художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. История создания картины также окутана тайной, но считается, что это выполненный маслом на дереве портрет Лизы Герардини, жены богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Первоначально задуманный в качестве подарка портрет да Винчи в итоге сохранил у себя и на протяжении лет продолжал добавлять мелкие детали и дорабатывать его.

В 1517 году художник и его картина переехали в замок Сен-Клу во Франции по приглашению короля Франциска I. Он прожил там в качестве королевского художника и архитектора два года до самой смерти в мае 1519 года. Полотно художник завещал своему ученику Салаи. После его смерти в 1525 году, по слухам, Франциск I выкупил ее у его наследников — такая версия объясняет, как картина из Милана снова оказалась во Франции.

После этого «Мона Лиза» хранилась во дворце Фонтенбло до времен Людовика XII. Тот перевез ее в Версальский дворец, ну а после Французской революции она впервые оказалась в Лувре в 1793 году. В 1804 году по желанию Наполеона Бонапарта «Мона Лиза» ненадолго оказалась в его спальне во дворце Тюильри, но вскоре отправилась обратно на хранение в Лувр. Кто знает, может, могущественный император не смог выносить того знаменитого загадочного взгляда.

Однако времена тотального видеонаблюдения и хитроумных сигнализаций были еще впереди. В начале XX века самой «неприступной» преградой, разделяющей публику и шедевры, были разве что стеклянные панели — именно такие и были установлены на самые ценные экспонаты в Лувре в 1910 году. В остальном 150 охранников просто следили за сотнями залов музея.

Когда Луи Беру, французский художник, отправился на экскурсию, чтобы сделать набросок ныне известной дамы в 1911 году, его встретил лишь след от рамы на стене, где когда-то висел небольшой холст. Сбитый с толку, он обратился к охране музея, которая, однако, была убеждена, что работу просто сняли, чтобы сделать фотографии. После двойной проверки своих предположений сотрудники были вынуждены признать, что паника художника не беспочвенна — «Мона Лиза» действительно пропала.

На то, чтобы установить это, ушло 28 часов! Ну а после начался полный хаос: Лувр оставался закрытым в течение недели, закрыли и французскую границу, а движение поездов было остановлено. Полиция безуспешно пыталась изучить место преступления и даже собрать отпечатки пальцев (для криминалистки тех лет относительное новшество). Признавая, что работа не очень известна публике, французская полиция распространила 6 500 листовок с изображением «Моны Лизы» — эти действия, безусловно, также помогли тому, чтобы лицо таинственной итальянки стало одним из самых узнаваемых в мировой культуре.

После трех лет расследования виновник был окончательно определен: это был Винченцо Перуджа, итальянский мелкий преступник и бывший сотрудник Лувра, который специализировался как раз на установке стеклянных колпаков на картины. «Преступление века» оказалось поистине бесхитростным. Допрос показал, что Перуджа вошел в музей около 7 утра вместе с другими сотрудниками.

Надев стандартную рабочую форму и дождавшись, пока зал опустеет, он просто снял картину со стены, освободил ее от рамы на ближайшей лестничной клетке и накрыл ее своим рабочим халатом. После чего Перуджа выскользнул на улицу из той же двери, в которую вошел, и помчался на ближайшую железнодорожную станцию.

Более двух с половиной лет он прятал работу в сундуке в своей парижской квартире, прежде чем попытался продать ее за несколько тысяч долларов Альфредо Джери, торговцу произведениями искусства во Флоренции в декабре 1913 года. Джери мудро проконсультировался с уважаемой галереей Уффици для проверки и, подтвердив подлинность картины, заверил, что Перуджа получит солидную компенсацию. Однако сам после этого обратился к властям.

Когда вор вернулся в свое жилище, он был задержан флорентийской полицией. В надежде спасти свою репутацию Перуджа настаивал на том, что кража со взломом была актом патриотизма: он считал правильным и справедливым вернуть «Мону Лизу» в Италию. В январе 1914 года картина была возвращена в Лувр.

Но стоило только «Моне Лизе» исчезнуть, всем сразу захотелось на нее посмотреть. На пустое место приходили посмотреть тысячи зрителей — некоторые даже плакали и оставляли цветы. О такой славе до этого она могла только мечтать, ведь прежде ее загадочная улыбка волновала разве что увлеченных эзотерикой поэтов.

Спустя более 100 лет «Мона Лиза» остается символом таинственности. Это одно из самых популярных произведений искусства в истории, посмотреть на которое ежегодно приходили более шести миллионов человек. Популярность «Моны Лизы» привлекла к ней внимание и других творческих людей.

Джон и Жаклин Кеннеди с министром культуры Франции Андре Мальро и его супругой Мадлен

Джазовый певец Нэт Кинг Коул посвятил ей одноименную песню, она стала, по сути, одной из героинь нашумевшей книги Дэна Брауна «Код да Винчи» (бестселлер был затем экранизирован), а недавно ее в свой клип «пригласила» и одна из самых влиятельных пар в музыкальной индустрии — Бейонсе и Джей-Зи. Видео на песню Apeshit в 2018 году они снимали в Лувре, и «Мона Лиза», конечно, тоже попала в кадр.

Бейонсе и Джей-Зи

Как и на всякое популярное произведение, на нее вышло немало ремейков — своими версиями отметились Бэнкси, Сальвадор Дали и Марсель Дюшан.

Работа Бэнкси

Работа Сальвадора Дали

Но после живописи, пожалуй, ни один вид искусства не переосмысливал «Мону Лизу» так настойчиво, как мода.

Жан-Поль Готье поместил ее портрет на топ из своей весенне-летней коллекции 1995 года (на публике в нем не так давно появлялась Кортни Кардашьян). Худи с принтом в виде знаменитой картины выпускали Maison Margiela и Off-White.

Кортни Кардашьян

Эльза Хоск

В декабре 2013 года Леди Гага появилась на улицах Лондона в экстравагантном пончо, которое создавало иллюзию, будто певица просто завернулась в увеличенную версию художественного полотна. Приметную вещь певица нашла в знаменитом винтажном бутике Dog в Токио. Свой макияж Леди Гага также стилизовала под портрет работы да Винчи.

Образ так приглянулся ее фанатам, что народное творчество не заставило себя ждать — некоторые при помощи фотошопа поместили на полотно XVI века саму певицу.

И что же может объединять Леди Гагу и, скажем, Фиби Буффе из сериала «Друзья»? Конечно, наряд с изображением «Моны Лизы». Да, героиня культового сериала тоже поддалась этому всеобщему очарованию творением да Винчи. В мини-платье с характерным принтом она появляется в десятом эпизоде второго сезона.

Кадры из сериала «Друзья»

Неподвластная времени красота, загадочная улыбка и уверенность в себе, которую она излучает, делают Мону Лизу роковой женщиной — нередко именно такой сильный образ выбирают дизайнеры в качестве героини своего бренда. Поэтому одержимость модного мира легендарной картиной понятна.

Но одними принтами дело не ограничивается. Например, Chanel очень элегантно и иронично обыграл историю с похищением полотна из Лувра в одной из своих кампаний 1987 года. Модель, облаченная в твидовый костюм и туфли на высоких каблуках, пересекает улицу с холстом в руке, беззаботно ловя такси.

Двенадцать лет спустя креативный директор Yves Saint Laurent Альбер Эльбаз пригласил итальянского фотографа Марио Сорренти для съемки с участием моделей Нут Сиар ​​и Кейт Мосс, воссоздающих признанные живописные шедевры, такие как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Конечно, представили и новую версию картины да Винчи — в весьма убедительном образе предстала Нут Сиар.

В современной индустрии образ Моны Лизы по-прежнему остается таким же волнующим. Бренды продолжают исследовать ее притягательность. В коллекции Off-White весна-лето — 2018 Вирджил Абло разместил изображение Герардини на худи, футболках и чехлах для iPhone в красном и черном цветах.

Off-White

Supreme

Maison Margiela

В апреле 2017 года Louis Vuitton анонсировал коллекцию Masters — новую линейку сумок и аксессуаров в сотрудничестве с художником Джеффом Кунсом. В коллекции также сосредоточились на шедеврах, переосмысленных в контексте бренда.

На аксессуарах появились «Пшеничное поле с кипарисами» Винсента Ван Гога и «Девушка с собакой» Жана Оноре Фрагонара. Неудивительно, что в список попала и «Мона Лиза» да Винчи. Сумки с удовольствием носили Кендалл Дженнер, Наталья Водянова и другие знаменитости.

Наталья Водянова

Кьяра Ферраньи

Джастин Теру и Дженнифер Энистон

Алисия Викандер

Ну а некоторые бренды вдохновлялись не столько самой картиной, сколько творческим подходом да Винчи, который продолжал работать над картиной всю жизнь. Так, для мужского показа осень-зима в 2019 году Dior в сотрудничестве с американским художником-графиком Раймондом Петтибоном создал серию моделей, вдохновленных «Мона Лизой», в том числе расшитую рубашку, для изготовления которой потребовалось 1 600 часов и 12 мастеров.

Dior

Мы знаем, что мир моды легко меняет кумиров и муз, но «Мона Лиза», которой уже более пяти веков, и этот тренд изменила под себя. Как? Пусть это останется еще одной ее загадкой.

Источник: spletnik.ru